Главная » Файлы » Страничка для родителей » Статьи для родителей

Изобразительная деятельность
12.07.2012, 11:22
Изобразительная деятельность 


К началу дошкольного детства малыш накапливает некоторый — пусть ограниченный — запас графических образов, что позволяет ему изображать отдельные предметы. Итак, малыш начинает изображать. Изображения у него еще очень примитивны, они далеко не всегда схожи с тем предметом, который ребенок, как он считает, изобразил. Однако это вовсе не дает нам оснований относиться к рисованию или лепке малыша снисходительно или пренебрежительно. И сейчас мы обязаны проявлять доброжелательное, уважительное отношение к занятиям ребенка и их результатам. Помните: детей огорчает равнодушие близких к их рисункам, аппликациям, изделиям из глины или пластилина и тем более явное пренебрежение: «Что это ты намазал, ни на что не похоже».


Как же помочь ребенку освоить эту интересную, доставляющую ему огромную радость, но не простую для него деятельность? Что нужно сделать для того, чтобы ребенок научился создавать изображения, чтобы его деятельность приобрела художественно-творческий характер?
В своих рисунках, лепке, аппликациях, как и в игре, дети отражают переполняющие их жизненные впечатления. Ребенок непрерывно открывает для себя новое в том мире, в котором он живет. Видимо, не случайно традиционным для выставок детских рисунков стал девиз «Я вижу мир!».
Особенно быстро (а главное — рано) складываются представления ребенка о мире. Говоря же об изобразительной деятельности, важно подчеркнуть, что следует особо и постоянно обращать внимание малыша на красоту того, что окружает его. А красота повсюду: и в красках осеннего леса, и в одежде людей, и во многих предметах быта...
Не у всех детей на основе увиденного складываются отчетливые представления об окружающих предметах и явлениях. Образы этих предметов и явлений часто неотчетливы, расплывчаты. А это не позволит ребенку изобразить предмет, явление в рисунке, лепке, аппликации.
Поэтому так важно помочь ребенку уточнить представления об увиденном, о том, что он хочет нарисовать, вылепить. Полезно поговорить с ребенком о том, что он увидел, как выглядит предмет, который он задумал изобразить. Старайтесь, чтобы ребенок сам сказал о том, что именно его привлекло, вызвало интерес. Есть дети, которые говорят об этом много и охотно. Других надо подтолкнуть, задать вопросы, которые направят, помогут раскрыться. Иногда полезно предложить ребенку рассмотреть предмет еще раз, понаблюдать явление (разумеется, если это возможно).
Уточнить представления детей поможет игрушка, книжная иллюстрация, репродукция картины, фотография. Особенно важно для развития детского изобразительного творчества, эстетического восприятия знакомство с произведениями изобразительного искусства. Художник создает художественный образ, и дети могут видеть, как ярко и выразительно передано в картине то, на что они сами не обратили до этого внимания. Не следует сразу прибегать ко всем названным средствам — это перегрузит ребенка впечатлениями, может отвлечь его от собственно-изобразительной деятельности.
Помощь ребенку не должна быть навязчивой, а советы не стоит высказывать категоричным тоном — ведь в таком случае у него может возникнуть впечатление, что его буквально заставляют что-то делать, лишают столь ценимой им самостоятельности.
Рисуя или занимаясь лепкой, дети учатся мыслить самостоятельно и активно, у них развивается фантазия. Ребенок вновь переживает то, что когда-то увидел. Образное восприятие мира, творческое отражение увиденного в рисунках, лепке, аппликации, эстетические переживания, неизбежно при этом возникающие, — все это оставляет в душе ребенка глубокий след, формирует в нем творческую жилку.
Бывает, что малыши без всякой видимой внешней помощи увлеченно и подолгу занимаются рисованием, лепкой, аппликацией. (Конечно, толчок к этому все равно был дан взрослыми, просто те не заметили сами, как побудили ребенка к этим занятиям.) Чаще, однако, требуется постоянная поддержка и помощь родителей.
Дошкольники (особенно это относится к трех-четырехлетним, но порой и более старшие) часто не могут придумать, что бы им нарисовать, вылепить. И вот ребенок просто сидит ничего не делая либо бесцельно водит карандашом по бумаге, мнет глину. Помогите малышу. Скажите ему: «Что же ты не рисуешь? Ведь ты умеешь! У тебя хорошо получается!» Покажите простые по форме предметы (например, шарик, мяч, яблоко). Пусть ребенок обведет их пальцем и постарается ответить, какие они («Кругленькие!»). А вы жестом покажите на бумаге, как можно эти кругленькие предметы нарисовать.
Впрочем, спешить с показом не следует: часто, обведя предмет по контуру, обхватив его руками, ребенок уже сам сможет передать его в лепке, в рисунке. А если вы всякий раз будете показывать ему, как рисовать, вырезывать, лепить тот или иной предмет, малыш не сможет действовать самостоятельно, он будет ждать, когда же вы ему покажете. О творческой деятельности говорить в данном случае не придется... И чем старше дети, тем меньше им нужно показывать, как именно изображать предметы. Порой некоторые папы и мамы волнуются: малышу так нравится рисовать (лепить, вырезать, наклеивать), что он чуть ли не все свое свободное время посвящает этим занятиям. Не повредит ли это его развитию? Думаем, что в этом нет ничего плохого. Напротив, это весьма ценно. И дело, конечно, не в том, что, как мы знаем из биографий многих художников (например, В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова), раннее увлечение рисованием вело к развитию выдающихся способностей. Пусть даже ребенок, увлекаясь в детстве художественной деятельностью, затем и не станет знаменитым художником — все равно эти занятия окажутся очень полезными, поскольку они помогают сформировать творческую личность. (Так, о своем увлечении рисованием, которое помогло достигнуть им успехов в других областях творчества, рассказывали авиаконструктор А. С. Яковлев, известный врач-офтальмолог В. П. Филатов.)
  Иногда ребенок бросает начатую работу, объясняя вам, что ему «не хочется больше рисовать». Дайте себе труд понять настоящую причину. Оказывается часто дело не в том, что «не хочется», а в том, что у неге просто не получается. Выясните, что именно затрудняет ребенка; помогите ему советом. Плохо, если ребенок привыкнет не доводить дело до конца. Мягко, но настойчиво попросите, чтобы он закончил работу.
Родители, как правило, бережно относятся к детским работам, чего нельзя сказать об авторах этих работ. Приучайте детей к такому бережному отношению, Для хранения рисунков заведите папку. Полезно время от времени просмотреть с ребенком его рисунки, аппликации. Это доставит ему радость, вызовет еще более сильное желание заниматься.
Очень важно и то, что ваш интерес к детскому творчеству, бережное к нему отношение укрепляют у ребенка уважение и доверие к вам, вызывают стремление поделиться замыслами, рассказать о неудачах. Ребенок видит, что вы серьезно относитесь к его усердию.
Ваша оценка детской работы имеет большое значение. Ребенок ждет одобрения. Ему не безразлично, узнали ли вы, что он хотел нарисовать, понравилось ли вам это. А если явная неудача? Все равно ни в коем случае не высмеивайте малыша. Нет смысла «критиковать» его за ошибки и неумения, свойственные возрасту. Не допускайте небрежного отношения ребенка к работе. Если он рисовал или лепил серьезно, по достоинству оцените результаты его старания.
Если вы видите, в чем недостатки работы ребенка и как можно было бы улучшить ее, подскажите ему это. Учтите: сразу он может сделать лишь небольшие исправления, уточнения. О более значительных вы напомните, когда он будет заниматься в следующий раз. Исправленная, улучшенная работа доставляет ребенку радость.
Итак, при оценке детских рисунков вы учтете особенности детского творчества: многого ребенок еще не умеет, не все ему удается.

Вредна и другая крайность, к которой склонны некоторые родители. Речь идет об излишнем восхищении всем, что создает ребенок. Ребенка захваливают, показывают его рисунки, лепку знакомым. Даже если дети хорошо рисуют, лепят, вырезывают; не спешите «записывать их в художники». Ребенок поверит в свою исключительность, и это вредно отразится на его развитии.
Замечали ли вы, как радостен бывает малыш, когда он делает, рисунок, аппликацию в подарок близким? Тема такой работы должна быть задумана самим ребенком. Но если он затрудняется, что нарисовать, можно подсказать ему, что приятно будет увидеть бабушке или папе, дедушке или маме. Ноне побуждайте рисовать то, что рисовать малышу трудно: работа над подарком должна быть особенно радостной и волнующей. Ребенок должен рисовать то, что ему рисовать интересно и что он может нарисовать. Часто у детей бывают излюбленные темы, которые они многократно повторяют. Чтобы не вырабатывался штамп, полезно предложить дополнить рисунок чем-нибудь новым, например изменить несколько действия персонажей. Это побудит ребенка не повторять заученное. А иногда следует переключить его на новые темы. Так, мальчики любят рисовать машины или «про войну», а девочки — цветы, кукол.
Порой рисунки становятся однообразными, теряют первоначальную образность. Посоветуйте мальчику нарисовать не просто машину, а как едут машины и везут разные грузы, или как машины едут по улице города, или улицу ночного города и едущие по ней машины с ярко горящими фарами. А девочке предложите нарисовать красивое платье для куклы и придумать для него узор или нарисовать, как она гуляет со своей куклой, и т. п.
Дети очень любят рисовать дома — самые разные: и многоэтажные, городские, и деревенские — с трубой, крылечком. Ребенок может сделать панно к празднику — для этого нужно взять длинный лист бумаги и создать на нем декоративную или сюжетную композицию. (Такое панно может быть интересно решено и в аппликации.)
В рисунке или в аппликации можно сделать оформление для кукольной комнаты, игрового уголка: нарисовать обои или наклеить узор коврика, вылепить из глины и расписать посуду. Хорошо, если такая работа связана со знакомством ребенка с народным и современным декоративным искусством (покажите ему роспись посуды, рассмотрите вместе репродукции с ковров).
Дети с увлечением возьмутся за рисованный фильм, за декорации к домашнему спектаклю.
Не забудьте про книжки-раскраски, выпускаемые издательством «Малыш». В каждой из таких книжек (на них указывается, кстати, на какой возраст они рассчитаны) перед ребенком ставятся определенные изобразительные задачи.
Эстетическое воспитание не распадается на отдельные виды. Изучение искусства тесно связано с вниманием к окружающей жизни, любовь к природе, познание ее красоты — с самостоятельным творчеством детей.
Чтобы занятия изобразительной деятельностью увлекали ребенка, доставляли ему радость, позаботьтесь о создании для них благоприятных условий: приобретите разнообразные материалы (бумагу, фломастеры, цветные карандаши, краски, цветные мелки, ножницы, клей, пластилин и др.). Вводить эти материалы надо не сразу, а постепенно, чтобы дети могли их освоить, запомнить, как работать ими.
Трех-четырехлетним лучше дать вначале фломастеры (если их нет, цветные карандаши). Рисование фломастерами не требует усилий (это важно, ведь рука ребенка еще слаба и быстро устает), а рисунок получается ярким, отчетливо выделяется и на белой и на цветной бумаге. Дети 5—6 лет могут уже использовать в рисовании самые различные материалы.
Категория: Статьи для родителей | Добавил: muzikalkairk
Просмотров: 1212 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]