Главная » Файлы » Страничка для родителей » Статьи для родителей

"Какой инструмент выбрать?" Григорий Ганзбург.
08.08.2013, 11:50

  "Какой инструмент выбрать?"   

                                                      




Идеальным было бы не выбирать, а дать ребенку возможность опробовать разные инструменты, даже параллельно обучать его игре на инструментах разных систем, отличающихся способами звукоизвлечения (клавишном, смычковом, щипковом, духовом). Необходимость то и дело переключаться с одной системы на другую значительно ускоряет развитие музыкального мышления. Испокон веков так воспитывали музыкантов (например, известно, что И. С. Бах, будучи не только гениальным композитором, но и выдающимся педагогом, именно так учил своих сыновей, ставших значительными композиторами; именно так придворный музыкант Леопольд Моцарт обучал своего сына Вольфганга Амадея Моцарта…).

В наше время этот метод универсального музыкального обучения почти не используется из-за организационных сложностей и дороговизны всего, в том числе и инструментов. В абсолютном большинстве случаев современным родителям приходится ограничиться каким-либо одним музыкальным инструментом. При таком вынужденном выборе (столь же трудном, сколь и ответственном) нужно учитывать множество аргументов "за" и "против", взвешивать педагогические преимущества каждого из инструментов. Скажу о некоторых из них:
                                                                                            
1. Фортепиано (пианино, рояль) – развивает способность мысленно оперировать несколькими мелодическими линиями одновременно, приучает к многозвучным гармониям, позволяет двумя руками выполнять работу целого оркестра. (Смычковые и духовые инструменты лишены этих преимуществ.)

Серьезный аргумент в пользу фортепиано - почти безграничный репертуарный запас, включающий произведения ряда композиторов первой величины (или, по терминологии романтической эстетики, - гениев). Хотя рояль - инструмент сравнительно молодой (вошедший в практику лишь с XIX века), для него уже успели накопить обширную музыкальную литературу, начиная от поздних сонат Бетховена, включая сочинения Мендельсона, Шопена, Шумана, Листа, Брамса, Дебюсси, Чайковского, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича... 

На фортепиано удается воспроизводить, хотя и с некоторым тембровым искажением, клавесинную музыку (например, произведения Рамо, Куперена, Баха, Гайдна, Моцарта), а также, в некотором упрощении, музыку органную и оркестровую. Таким образом, научившись игре на фортепиано, человек получает в руки по существу всё музыкальное наследие прошлых веков. 

Навык игры на фортепиано помогает впоследствии легко осваивать и старинные клавиры, и современные электронные клавишные синтезаторы, и новейшие компьютерные midi-клавиатуры.

Ансамблевые возможности фортепиано позволяют не только сочетать его со многими инструментами и певческими голосами, но и играть вдвоем на одной клавиатуре ("в четыре руки"). В культурных семьях это еще с XIX века по традиции остается излюбленным способом дружеского эмоционального и интеллектуального общения.

При индивидуальном музицированиии фортепиано дает возможность одновременно петь и аккомпанировать себе. Этот навык – важнейший для музыкального и общего развития ребенка, так как обеспечивает координацию внутреннего слуха, напряжения голосовых связок, игровых движений рук на клавиатуре и ног на педалях. (Несмотря на значительную сложность, соответствующие приемы музицирования при рациональной методике обучения могут и должны быть освоены на самых ранних этапах.) 

Начальный период учебы игре на фортепиано облегчается тем, что каждая клавиша дает "готовый" звук правильной высоты. Но в этом есть и минус: ребенку не приходится напрягать механизмы тонкого слухового контроля и ручной коррекции высоты звука. Для тренировки и развития этой способности нужны струнные и духовые инструменты.
                                                                                    
2. Струнно-смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель). Начальный этап обучения сложнее, чем на фортепиано, из-за необходимости научиться собственноручно формировать высоту и тембр звука. Зато последующие этапы обучения легче, чем на фортепиано, так как в большинстве произведений приходится оперировать только одной мелодической линией. Слышать со стороны занятия начинающего скрипача зачастую бывает довольно мучительно для домочадцев (поначалу ребенок извлекает фальшивые, резкие звуки неприятной тембровой окраски). Этот начальный этап придется перетерпеть: он неизбежен, но будет тем короче, чем выше квалификация педагога, которого вы сумеете привлечь для занятий с вашим ребенком.

Оригинальный репертуар для струнно-смычковых инструментов хронологически и стилистически шире, чем фортепианный, ибо включает музыку, сочиненную в эпоху Барокко, когда фортепиано еще не применялось.

При обучении игре на скрипке и виолончели используются сравнительно недорогие детские инструменты уменьшенного размера, которые поэтапно заменяются на всё большие в процессе роста ребенка. 
                                                             

3. Из струнно-щипковых инструментов для обучения лучше выбрать классическую (шестиструнную) гитару либо бандуру. Они гармонически полнозвучны, дают возможность научиться мысленно оперировать многоголосием, играя, петь под собственный аккомпанемент. Преимущества этих инструментов, по сравнению с другими щипковыми, - широта репертуара и перспективность для домашнего музицирования. Однако размер этих инструментов не всегда позволяет маленькому ребенку управиться с ними. Поэтому, чтобы не пропустить оптимальный момент старта обучения, желательно вовремя, то есть до шестилетнего возраста начать занятия на скрипке, а уже потом, по мере роста ребенка, переходить к занятиям на гитаре или бандуре.
                                                                                           
4. Из духовых инструментов используют для обучения детей продольную флейту (блок-флейту). Но одного этого инструмента недостаточно для полноценных занятий музыкой из-за принципиального одноголосия и чересчур узкого репертуарного запаса. Лучше, когда продольная флейта в руках ребенка – не единственный, а дополнительный инструмент (а основной – фортепиано, скрипка или виолончель).

Другие духовые инструменты (поперечная флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон) обычно не применяются для начального обучения детей по двум причинам. Во-первых, игра на них требует значительных физических усилий и напряжений, нежелательных в детском возрасте. Во-вторых, эти инструменты преимущественно оркестровые, а в домашнем музицировании их возможности весьма ограничены.

 



 


Григорий Ганзбург.


[1] . Ганзбург Г. Мемуарная запись Л. Я. Нелидовой-Фивейской об А.Н.Скрябине // Музыка и время [Москва]. - 2000. - №5. - С. 32-35.

[2] Мясковский Н. Я. Автобиографические заметки о творческом пути // Н. Я. Мясковский: Собрание материалов в двух томах / Ред.-сост. С. Шлифштейн. – Т. 1. – М., 1964. – С. 5.

[3] Асатиани Г. Исследуя неповторимое… // Вопросы литературы. – 1976. – №11. – С. 133.

[4] Краус К. Афоризмы // Вопросы литературы. – 1977. – №1. – С. 306.

[5] Соловейчик С. «Аз» и «буки». Педагогические размышления // Новый мир. – 1985. - №3. – С. 181. 

[6] Скрябина Л. А. [Воспоминания] // Александр Николаевич Скрябин: Сборник к 25-летию со дня смерти / Ред.-сост. С. А. Маркус. – М.– Л., 1940. – С. 11.

[7] Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. 2-Б. – М.: Музыка, 1979. – С. 179.

[8] Цит. по: Идеи эстетического воспитания. Т. 1. – М.: Искусство, 1973. – С. 278.

[9] Покровский Б. А. Дети в театре // Театр. – 1981. – №7. – С. 80.

[10] Гессе Г. Игра в бисер. – М., 1969. – С. 78. 

[11] Идеи эстетического воспитания. Т. 1. – М., 1973. – С. 179.

[12] См.: Свасьян К. А. Философское мировоззрение Гёте. М., 2001. – С. 11.

[13] См.: Аверинцев С. С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. – М., 1988. – С. 8.

[14] Цит. по: Фарбштейн А. Музыка и эстетика в наследии Ашота Адамяна // Сов. Музыка. – 1985. - №2. – С. 69.

[15] Чичерин Г. В. Моцарт: Исследовательский этюд. Изд. 5-е. / Общая ред. Е. Ф. Бронфин. – Л.,:Музыка, 1987.

[16] Аберт Г. В. А. Моцарт / Пер. с немецкого и комментарий К. К. Саквы. – М.: Музыка, 1978-1985.

[17] Ганзбург Г Статьи о Шуберте. Харьков: РА, 1997.


Категория: Статьи для родителей | Добавил: muzikalkairk
Просмотров: 1902 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]