Главная » Файлы » Страничка для родителей » Статьи для родителей

"Я тоже так хочу!" Григорий Ганзбург.
08.08.2013, 11:47

                                         "Я тоже так хочу!"                                  



Посвящается памяти

моего деда, врача-педиатра

Соломона Александровича

Цейнера (1896-1932)


Неудачи обучения часто возникают из-за "фальстарта" (когда учить начали раньше, чем сформировалось желание и готовность учиться). Чтобы захотеть что-либо сделать своими руками, ребенок должен вначале увидеть это в готовом виде, восхититься и подумать: "Я тоже так хочу!". Пока у него не исчезло инстинктивное стремление подражать старшим (а такое стремление есть у каждого человека, но не всю жизнь, а лишь в период от младенчества до наступления зрелости), нужно этим умело пользоваться в качестве стимула для обучения.

Услышав, как музицируют другие, ребенок захочет сам научиться музицировать. Поэтому успешное начало занятий музыкой возможно только после приобретения некоторого слушательского опыта, достаточного для запуска механизмов подражания. Хорошо, если этот опыт начинает приобретаться в собственной семье, где музицируют родители, тогда он будет наращиваться каждодневно, без всяких дополнительных усилий. Но если такой возможности нет, не беда: слушательский опыт можно накопить, посещая филармонические концерты. Звукозаписи и видеофильмы тоже пригодятся и помогут, но лишь в качестве дополнения: полностью заменить ими впечатления от живого музицирования нельзя.

Если вы намерены начать музыкальное обучение с игры на фортепиано, постарайтесь сделать так, чтобы ребенок мог понаблюдать за игрой хорошего пианиста. Если ребенку предстоит начать учиться игре на скрипке, пусть понаблюдает за действиями хорошего скрипача…

До определенного возраста человеку не стыдно быть подражателем. Механизм волевого усилия в детстве запускается именно желанием кому-то подражать, даже копировать чьё-либо поведение. Чтобы управлять желаниями ребенка, достаточно своевременно и последовательно предъявлять его вниманию соответствующие образцы для подражания. При этом нужно помнить, что дети склонны подражать не сверстникам и не младшим, а всегда старшим, чаще - взрослым людям. Поэтому неправильно говорить: "Смотри, как Ирочка много занимается, какую она трудную сонату выучила, если не будешь лентяем, тоже сможешь, как она, играть на пианино сложные произведения и выступать в концертах". Для пробуждения желания необходимо совсем другое: ребенок должен посещать концерты взрослых музыкантов, тогда он сам захочет, подражая им, взять в руки музыкальный инструмент. У одних этот эффект наступит раньше, у других позже, но проявится обязательно. Чтобы услышать от ребенка просьбу: "Купи мне скрипку", – достаточно бывает нескольких посещений скрипичных концертов в филармонии, чтобы он потребовал приобрести пианино, достаточно посетить с ним несколько концертов пианистов.

Но эти посещения с самого начала должны быть обставлены таким образом, чтобы ребенок почувствовал ограничения. Говорите, например, так: "Я не возьму тебя с собой в филармонию, детей туда не пускают, чтобы не шумели". (Или: "Тебе нужно вовремя лечь спать, а концерт закончится поздно". "Ты мал еще в филармонию ходить, всё равно там ничего не поймешь, сиди лучше дома, смотри телевизор". "Ты плохо себя вел, а значит, на концерт не пойдешь". «Этот концерт только для взрослых» и т. д.) Потом уступите просьбам ребенка и поведите его в филармонию, но, дабы не спугнуть желание, сделайте это с видимой неохотой.

Не показывайте вашего нетерпения поскорее начать занятия. Парадокс: чтобы ребенок смог заниматься музыкой, достаточно купить пианино; чтобы он захотел заниматься музыкой, бывает достаточно продать пианино…

Посещение концертов, где ребенок может видеть образцы для подражания, следует практиковать не только до начала занятий музыкой, но и на всем протяжении обучения. Правильный порядок действий таков: вначале получить впечатление от музицирования взрослых, потом играть самостоятельно. Правильное соотношение (на всех этапах учёбы): больше времени слушать музыку, чем самому музицировать.

Если в вашей семье нет возможности купить музыкальный инструмент, если вам приходится из-за материальных затруднений отложить это на будущее, то помните, что начало музыкального образования откладывать нельзя. Начать желательно как можно раньше (чем раньше, тем лучше), но обязательно - не позднее шестилетнего возраста.

Даже при отсутствии музыкального инструмента есть возможность не упустить момент. Обучение музыке может быть успешно начато пением в детском хоре. Хоровой коллектив выбирайте, исходя из исполняемого репертуара (это должна быть преимущественно классика) и квалификации дирижера (им должен быть профессиональный дипломированный хормейстер с консерваторским образованием). В методически правильно работающем детском хоре ребенок получит не только навыки музицирования, но и азы музыкальной грамоты. Не забудьте дать соответствующие образцы для подражания: организуйте (ненавязчиво) посещение концертов академического хора в филармонии плюс прослушивание музыки кантатно-ораториальных жанров в записях лучших хоровых капелл.

В семьях, где это приемлемо по моральным соображениям, начало музыкального образования может быть положено пением в церковном хоре (с этого начинали многие крупнейшие музыканты, например, Й. Гайдн, М. Березовский, Д. Бортнянский, С. Гулак-Артемовский).

Разумеется, и при обучении игре на инструменте, не будет лишним параллельно заниматься хоровым пением. Один из советов Роберта Шумана в его собрании педагогических афоризмов "Житейские и жизненные правила для музыкантов" гласит: "Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность"[7].

Рациональный выбор музыкального инструмента для обучения ребенка составляет отдельную педагогическую проблему;
 



 


Григорий Ганзбург.


[1] . Ганзбург Г. Мемуарная запись Л. Я. Нелидовой-Фивейской об А.Н.Скрябине // Музыка и время [Москва]. - 2000. - №5. - С. 32-35.

[2] Мясковский Н. Я. Автобиографические заметки о творческом пути // Н. Я. Мясковский: Собрание материалов в двух томах / Ред.-сост. С. Шлифштейн. – Т. 1. – М., 1964. – С. 5.

[3] Асатиани Г. Исследуя неповторимое… // Вопросы литературы. – 1976. – №11. – С. 133.

[4] Краус К. Афоризмы // Вопросы литературы. – 1977. – №1. – С. 306.

[5] Соловейчик С. «Аз» и «буки». Педагогические размышления // Новый мир. – 1985. - №3. – С. 181. 

[6] Скрябина Л. А. [Воспоминания] // Александр Николаевич Скрябин: Сборник к 25-летию со дня смерти / Ред.-сост. С. А. Маркус. – М.– Л., 1940. – С. 11.

[7] Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. 2-Б. – М.: Музыка, 1979. – С. 179.

[8] Цит. по: Идеи эстетического воспитания. Т. 1. – М.: Искусство, 1973. – С. 278.

[9] Покровский Б. А. Дети в театре // Театр. – 1981. – №7. – С. 80.

[10] Гессе Г. Игра в бисер. – М., 1969. – С. 78. 

[11] Идеи эстетического воспитания. Т. 1. – М., 1973. – С. 179.

[12] См.: Свасьян К. А. Философское мировоззрение Гёте. М., 2001. – С. 11.

[13] См.: Аверинцев С. С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. – М., 1988. – С. 8.

[14] Цит. по: Фарбштейн А. Музыка и эстетика в наследии Ашота Адамяна // Сов. Музыка. – 1985. - №2. – С. 69.

[15] Чичерин Г. В. Моцарт: Исследовательский этюд. Изд. 5-е. / Общая ред. Е. Ф. Бронфин. – Л.,:Музыка, 1987.

[16] Аберт Г. В. А. Моцарт / Пер. с немецкого и комментарий К. К. Саквы. – М.: Музыка, 1978-1985.

[17] Ганзбург Г Статьи о Шуберте. Харьков: РА, 1997.


Категория: Статьи для родителей | Добавил: muzikalkairk
Просмотров: 1224 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]