Главная » Файлы » Страничка для родителей » Статьи для родителей

"Приручение звука" Григорий Ганзбург.
08.08.2013, 11:47

                                                  "Приручение звука"                                         



В возрасте приблизительно до 5-ти лет каждый человек интенсивно осваивает те интонационные элементы и ладовые модели, которые сложились в древности – на самых ранних этапах развития нашей цивилизации – и во все времена составляют основу музыкального мышления. При этом ребенок за считанные месяцы повторяет в своем индивидуальном развитии весь путь, по которому человечество прошло за тысячелетия. Этапы этого пути следующие:

Первый этап – домузыкальная стадия оперирования звуками. Ребенок вначале случайно, а потом намеренно и сознательно производит шум при помощи голоса и любых подручных предметов (гремящих, дребезжащих, звенящих). Для облегчения такого звукоэкспериментаторства издавна существуют специальные детские погремушки. Ошибочно думать, что оперирование звуками – задача простая. В древности домузыкальное освоение звуков было делом отнюдь не детским и на него ушло не одно столетие.

Как ни странно, но этот – фундаментально важный – этап музыкального развития ребенка не требует никаких специальных усилий со стороны взрослых. Даже совершенно естественный практический вопрос, которым задаются родители, – какие погремушки выбрать для покупки ребенку, – не существенен. Ребенок приспособит для этой цели любые твердые предметы, какие только попадут ему в руки, и соударяя их, изучит все возможные звуковые эффекты – последствия таких манипуляций. Покупая изысканные погремушки разнообразных форм и конструкций, мы, по существу, ничего не добавим для музыкального развития детей. Выигрыш только в том, что ложки, кастрюли, папины электронные часы и прочий инвентарь, хорошо звучащий при ударах об пол, не будет использован ребенком, пока у него в руках есть погремушки. Для родителей погремушка – своего рода "джокер”: им вы подменяете любую вещь, которую не хотите видеть разбитой. Выбирая погремушки, можно не заботиться об их звуковых параметрах (годятся любые), а только о санитарно-гигиенических, на тот случай, если погремушка побывает во рту (а это произойдет обязательно и тогда материал не должен выделять никакой химической отравы) или сломается (материал должен быть таким, чтобы не образовывались остроконечные осколки).

С музыкально-педагогической стороны есть на этом этапе единственное предостережение, главным образом для богатых родителей: временно воздержитесь от покупки электронного синтезатора (электромузыкального инструмента). Такая игрушка, сама по себе очень хорошая, позволяет нажатием кнопок вызывать звуки любого тембра, в том числе имитировать звучание ударов предмета о предмет. Но раньше времени познакомив ребенка с клавиатурой синтезатора, мы сорвем процесс формирования в его мышлении связей между звуками и порождающими их физическими движениями. (Это еще хуже, чем дать ребенку калькулятор раньше, чем он научился мысленно складывать числа. Калькулятор, конечно, сам всё сделает быстро и правильно, но соответствующая способность ума останется ненатренированной. Потом этого уже не наверстаешь.)

Второй этап – придание звукам ритмической регулярности, то есть упорядоченности во времени. С этого момента стихийное звукоэкспериментаторство становится музицированием, то есть намеренным звуковым воздействием на себя и на других людей. Это кладет начало умению регулировать свои и чужие эмоциональные переживания и культивировать эмоциональный опыт личности, который, по выражению Гурама Асатиани, накапливается, как "осадки переживаний"[3].

На третьем этапе ребенок практикует многократно повторяемое ритмичное скандирование отдельных слов и словосочетаний на одной ноте, позднее – на элементарно простых попевках из двух-трех нот. Со временем это приводит к освоению более протяженных словесно-музыкальных композиций типа детских считалок. Речь идет не о бесцельной забаве, а об освоении важнейшего музыкального приема "остинато", на котором основывается древняя техника заклинаний, заговоров, позднее – молитв, формул гипнотического внушения и т. п. Важнейшим признаком результативности музыкального развития на этом и других ранних этапах может служить способность и желание ребенка многократно повторять однажды найденную ритмоинтонацию, то есть вновь с удовольствием переживать однажды прочувствованное. Практическое освоение остинатной повторности – знаменательный рубеж на пути духовного роста, поскольку это – первый опыт наслаждения нематериальным (наслаждению тоже надо учиться!).

На всех перечисленных стадиях развития малолетний экспериментатор, сам того не подозревая, использует принцип, на котором строилось древнейшее музицирование, – синкретизм (совокупность слова, мелодии и жеста, то есть первоначальная нерасчлененность искусства на виды). Поэтому в раннем возрасте пение всегда происходит вместе с произнесением слов и с ритмичными телодвижениями. Зная это, не следует добиваться от ребенка отдельно пения (чистого интонирования мелодии) или отдельно игры на инструменте раньше, чем он освоит синкретическую "стихопеснепляску".

Какова задача взрослых в этот период? Ведь, казалось бы, и без их вмешательства ребенок интуитивно находит правильный путь музыкального развития и с неизбежностью сам переходит от одной стадии освоения музыки к другой; когда действуют природные автоматизмы, о результатах можно не беспокоиться. Но так было раньше: процесс шел автоматически до тех пор, пока не стал разрушаться патриархальный уклад жизни. А теперь в этот процесс приходится вмешаться взрослым, но об этом – в следующей главе.

 

Григорий Ганзбург.


[1] . Ганзбург Г. Мемуарная запись Л. Я. Нелидовой-Фивейской об А.Н.Скрябине // Музыка и время [Москва]. - 2000. - №5. - С. 32-35.

[2] Мясковский Н. Я. Автобиографические заметки о творческом пути // Н. Я. Мясковский: Собрание материалов в двух томах / Ред.-сост. С. Шлифштейн. – Т. 1. – М., 1964. – С. 5.

[3] Асатиани Г. Исследуя неповторимое… // Вопросы литературы. – 1976. – №11. – С. 133.

[4] Краус К. Афоризмы // Вопросы литературы. – 1977. – №1. – С. 306.

[5] Соловейчик С. «Аз» и «буки». Педагогические размышления // Новый мир. – 1985. - №3. – С. 181. 

[6] Скрябина Л. А. [Воспоминания] // Александр Николаевич Скрябин: Сборник к 25-летию со дня смерти / Ред.-сост. С. А. Маркус. – М.– Л., 1940. – С. 11.

[7] Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. 2-Б. – М.: Музыка, 1979. – С. 179.

[8] Цит. по: Идеи эстетического воспитания. Т. 1. – М.: Искусство, 1973. – С. 278.

[9] Покровский Б. А. Дети в театре // Театр. – 1981. – №7. – С. 80.

[10] Гессе Г. Игра в бисер. – М., 1969. – С. 78. 

[11] Идеи эстетического воспитания. Т. 1. – М., 1973. – С. 179.

[12] См.: Свасьян К. А. Философское мировоззрение Гёте. М., 2001. – С. 11.

[13] См.: Аверинцев С. С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. – М., 1988. – С. 8.

[14] Цит. по: Фарбштейн А. Музыка и эстетика в наследии Ашота Адамяна // Сов. Музыка. – 1985. - №2. – С. 69.

[15] Чичерин Г. В. Моцарт: Исследовательский этюд. Изд. 5-е. / Общая ред. Е. Ф. Бронфин. – Л.,:Музыка, 1987.

[16] Аберт Г. В. А. Моцарт / Пер. с немецкого и комментарий К. К. Саквы. – М.: Музыка, 1978-1985.

[17] Ганзбург Г Статьи о Шуберте. Харьков: РА, 1997.


Категория: Статьи для родителей | Добавил: muzikalkairk
Просмотров: 1325 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]